федеральный портал
малого и среднего предпринимательства
министерство экономического развития российской федерации

Олег Фомичев: В развитии МСП регионы и муниципалитеты должны занимать проактивную позицию

24 ноября 2017 г.

23 ноября 2017 года статс-секретарь  - заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев выступил в рамках пленарного заседания VII Всероссийской конференции «Развитие системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в г. Челябинск.

Олег Фомичев: Уважаемые коллеги! Большое спасибо всем, кто смог принять участие в нашей сегодняшней конференции. Для нас она очень важна, с точки зрения определения дальнейшей политики по поддержке малого и среднего предпринимательства. На конференции собрались 84 региона, это дает нам возможность в течение двух дней комплексно со всех сторон рассмотреть имеющиеся у нас проблемы в сфере поддержки МСП, понять по каким направлениям нам в ближайшее время нужно будет двигаться.

Если говорить коротко о состоянии малого и среднего предпринимательства в стране, то на сегодняшний день по данным единого реестра субъектов МСП, в Российской Федерации зарегистрировано 5 862 360 субъектов МСП,  из которых 95% микробизнес. Пока что это основная черта нашего малого и среднего бизнеса, тем не менее есть ряд тенденций, которые говорят о том, что ситуация начинает меняться.

За первый год существования реестра количество субъектов МСП выросло на 6%, это очень важная цифра.

Не менее важно то, что с 2014 по 2016 год объем оборота на малых и средних предприятиях вырос на 37% (с учетом инфляции роста составил 15,5%). Выросли объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях (на 20%, в 2014 г. – 664 млрд рублей, в 2016 г. – 801 млрд рублей).

Минэкономразвития уточнило методику предварительного расчета вклада МСП в ВВП. По данным Росстата мы можем получать такую информацию только через два года. Предварительные оценки нам нужны для определения оперативных направлений экономической политики, с учетом расчета данного показателя на 2016 год вклад МСП в ВВП составляет 21,2%.

Следующая важная история связана с предпринимательской активностью в целом по стране, состояние малого бизнеса во многом зависит от конкретных людей и владельцев этого бизнеса, и от того как они себя ощущают. Так в 2016 году по данным  проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» впервые, пожалуй, за последние годы выросла предпринимательская активность граждан, мы здесь опередили некоторые развитые страны, например Италию, Германию, Испанию, у нас  6,3% граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями (в 2014 году – 4,7%). 

Второй показатель, который хорошо характеризует предпринимательскую активность, это количество граждан, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет,  в 2016 году их количество также увеличилось до  5,3% взрослого трудоспособного населения. Это самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования  в России (с 2006 года).

Резюмируя свою часть выступления с цифрами, повторюсь, что мы не испытываем иллюзий, по поводу того, что малому бизнесу у нас в стране очень хорошо и комфортно и он растет быстрыми темпами, но тем не менее сдвиги положительные тоже есть.

Теперь о том, как мы видим для себя задачи государственной политики в сфере МСП. Сделаю небольшое отвлечение к истории политики поддержки малого бизнеса в последние годы. Я бы ее охарактеризовал как создание недостающих инструментов и институтов поддержки МСП. Оценивая динамику малого и среднего бизнеса, мы собирались с предпринимателями, обсуждали чего им не хватает, рассматривали международный опыт. И практически каждый год дополняли имеющийся у нас в стране инструментарий новыми элементами. Не хватало гарантийной поддержки, появились региональные гарантийные организации, потом Агентство кредитных гарантий, затем Корпорация МСП. Не хватало инфраструктуры начали появляться бизнес-инкубаторы. Не хватало возможности консультационной поддержки МСП, появились центры поддержки предпринимательства. Откликом на запрос бизнеса о поддержке экспорта начали создаваться Центры поддержки экспорта. И так каждый год в рамках нашей правительственной программы по поддержке предпринимательства, основными бенефициарами которой являются субъекты РФ. Мы предлагали все новые и новые инструменты.

На сегодняшний день, по нашим представлениям, созданный в России инструментарий не в каждой развитой стране можно найти. Конечно, не каждый из этих инструментов работает одинаково эффективно, не все они капитализированны, но тем не менее весь набор присутствует. И мы буквально два года назад решили,  что  этап экстенсивного роста количества инструментов у нас завершен, и сейчас важно, чтобы все созданные элементы эффективно и комплексно работали на поддержку МСП, для того чтобы бизнес чувствовал клиентоориентированность госсистемы поддержки. Сейчас по отзывам значительного количества предпринимателей, сервис со стороны инфраструктуры «ненавязчивый». Часто предприниматели в регионе не знают, что есть такой богатый инструментарий. Поэтому мы сейчас сфокусировались на интеграции всех элементов поддержки и на обеспечении сервисного подхода к помощи МСП.

Системность подхода обуславливают четыре задачи госполитики, в рамках которых мы попытались охватить жизненный цикл конкретного малого и среднего предприятия это: вовлечение, акселерация, эффективность и глобализация. Наша задача сделать так, чтобы на каждом из этапов развития малого и среднего предпринимательства бизнес получал ровно те инструменты поддержки и те имеющиеся сервисы, которые ему необходимы для того, чтобы стать более конкурентоспособным, наращивать объем производимой продукции работать с клиентами и увеличивать прибыль.

Говоря о том, как мы собираемся с управленческой точки зрения постараться сделать качественный переход по эффективности государственных инструментов и институтов. Министерство и Правительство в целом последние два года активно переходят на проектный подход в реализации отдельных крупных задач политики, есть приоритетный проект Правительства по поддержке индивидуального и малого предпринимательства, реализуется проект Минэкономразвития по поддержке МСП  и по предварительным итогам работы в проектном режиме мы решили перейти к «чистому» проектному подходу по развития МСП в регионах. Эта работа существенно отличается, от той, которую мы делали до сих пор.

    Мы считаем, что в развитии малого и среднего предпринимательства регионы и муниципалитеты должны занимать проактивную позицию, это направление должно быть в числе основных приоритетов для губернатора и его команды, так как оно влияет не только на экономику, но и на качество жизни граждан и общественной среды.

    Для организации системной работы в регионах по поддержке малого и среднего предпринимательства и переформатированию коммуникации бизнеса и власти мы начали внедрение проектного подхода в регионах.

    Минэкономразвития России подготовлены новые правила предоставления субсидий регионам на 2018 год, в соответствии с которыми обязательным условием для получения субсидии является наличие утвержденного регионального проекта по развитию сектора МСП. Основной целью регионального проекта должно стать внедрение сервисной модели по поддержке МСП. Необходимо использование всего имеющегося арсенала мер поддержки на всех стадиях жизненного цикла предприятий – от регистрации до расширения и выхода за пределы малых форм. Именно поэтому в 2018 году основное внимание в рамках программы Минэкономразвития будет уделено продолжению работы по развитию инфраструктуры поддержки МСП в регионах, что впоследствии позволит обеспечить доступность базовых услуг для предпринимателей во всех субъектах РФ.

Проектное планирование на 3-х летний период позволит увидеть четкую картину развития малого и среднего предпринимательства в регионе, обеспечить  развитие регуляторных мер по созданию благоприятной бизнес-среды, сети инфраструктуры и доступного финансирования в увязке с социально экономическими задачами, стоящими перед субъектом РФ.

Минэкономразвития разработало методические рекомендации для формирования комплексных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства, включающие основные параметры, в большей мере отражающие комплексную работу по развитию сектора:

- создание эффективной системы управления проектом, учитывая значение развития МСП куратором предлагается определить руководителя региона, заказчиком – Минэкономразвития России  и руководителем – лицо, отвечающее за развитие МСП в регионе, как правило заместитель губернатора;

-  установление  амбициозных целей проекта и соответствующих показателей первого уровня (количество МСП, занятость, доля обрабатывающей промышленности, доля льготных кредитов в общем объеме кредитов, количество МСП воспользовавшихся мерами господдержки);

- развитие инфраструктуры поддержки МСП (инвентаризация, стандартизация и регламентация услуг и включение их в соответствующие реестры, введение единой системы управления инфраструктуры);

-  комплексный план мер по вовлечению в предпринимательство;

-  коммуникация с бизнесом, работа с муниципалитетами;

- проект должен быть обеспечен финансированием не только  из федерального бюджета;

 - реализация принципа «одного окна», как воплощение сервисной модели поддержки предпринимателей посредством формирования МФЦ для бизнеса и центров оказания услуг на базе банков (ЦОУ).

84 субъекта РФ направили свои первые драфты в Министерство, мы видим заинтересованность регионов в данной работе и это дает нам понять, что мы на правильном пути.

Хочу обратить внимание, что сейчас Минэкономразвития ведется работа по возможности заполнения комплекта документов для участия в отборе Министерства в автоматизированной информационной системе, в том числе там будет предусмотрена возможность внесения показателей и контрольных точек по региональным проектам, на основании которых будет отслеживаться их эффективность и результативность.

В заключение хочу обозначить контрольные точки в нашей совместной  работе по предоставлению субсидий на поддержку МСП:

- 11-18 декабря 2017 года мы будем принимать заявки на реализацию конкретных мероприятий в рамках утвержденных законом о бюджете лимитов;

- 26 декабря 2017 года состоится итоговое заседание комиссии по согласованию мероприятий и объемов их финансирования;

- до 1 февраля 2018 года нам необходимо заключить соглашения со всеми регионами на 2018 год.

Желаю всем успехов и плодотворной работы!