федеральный портал
малого и среднего предпринимательства
министерство экономического развития российской федерации

Максим Паршин: Регионы получили квалифицированную оценку представленных в Министерство заявок и комплексных проектов по развитию МСП

27 декабря 2017 г.

26 декабря 2017 года директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин провел заседание комиссии по рассмотрению мероприятий субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства.

Максим Паршин: Уважаемые члены Комиссии, эксперты, коллеги! В связи с изменениями в законодательстве, происходящими в последние месяцы уходящего года, сроки проведения отбора субъектов РФ для получения субсидий и определения мероприятий, которые будут реализованы на эти средства, значительно сокращены. 

Так, в ноябре этого года  были определены объемы финансирования основных направлений поддержки и по итогам отбора предварительных заявок субъектов РФ были рассчитаны объемы субсидий на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию Программы предусмотрено выделение в 2018 году 5,017 млрд. рублей, при этом 4,6 млрд. рублей распределено субъектам РФ и 408 млн. рублей зафиксировано в качестве нераспределенного резерва.

Еще раз хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в законе о бюджете объем субсидии каждому региону предусмотрен одной цифрой, но складывается он из уже рассчитанных лимитов по отдельным  направлениям поддержки, и возможности перераспределения между направлениями нет.

  Сейчас Минэкономразвития России организован и проведен отбор заявок субъектов Российской Федерации на конкретные мероприятия, реализуемые с привлечением средств федерального бюджета в 2018 году, а также с участием экспертной группы проведены защиты указанных заявок по каждому направлению.

Коллеги из регионов получили квалифицированную оценку каждой заявки.  Надеюсь,  озвученные в ходе защиты заявок замечания будут исправлены, что также поможет им при реализации мероприятий в следующем году.

Что касается нераспределенного резерва субсидии на 2018 год, необходимо отметить следующее.

На этапе подготовки законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации была предусмотрена возможность резервирования до 10% от общего объема субсидии в качестве нераспределенного резерва.

Так как проекты законов о федеральном бюджете и о внесении изменений в Бюджетный кодекс проходили законотворческие процедуры практически одновременно, указанная возможность была реализована при формировании приложения о распределении субсидий на 2018 год.

Объем субсидии в размере 408 млн. рублей  (8,15% всего объема субсидии) остался не распределенным между субъектами РФ в связи с тем, что у отдельных регионов, реализующих проекты по созданию объектов капитального строительства возникли проблемы с освоением выделенных в 2017 году бюджетных средств.

Однако сейчас указанные изменения в части фиксирования резерва по межбюджетным трансфертам не поддержаны депутатами, и нераспределённый резерв по субсидиям на поддержку малого и среднего предпринимательства остается только в виде исключения на 2018 год.

Нераспределенный резерв будет направлен в полном объеме на  мероприятия по софинансированию капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, а именно -  в соответствии с Правилами - на завершение и продолжение создания объектов по ранее заключенным соглашениям.

Распределение указанных средств будет осуществляться в январе 2018 года после вступления в силу  изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Как уже было озвучено на предыдущем заседании Комиссии, Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства  о внесении изменений в Правила предоставления субсидий, который сейчас находится на подписи в аппарате Правительства Российской Федерации.  

Однако, в связи с тем, что 11 декабря 2017 г. приняты изменения в постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. № 999 в части изменения общих правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, Правила МСП актуализированы, и их принятие планируется до 2018 года.

В связи с этим, чтобы избавить регионы от повторного подписания документов у руководителей регионов, необходимо  продлить срок представления заявок до 16 января 2018 г. и  провести еще одно заседание комиссии для формального утверждения распределения объемов средств по заявкам в соответствии с новыми Правилами.

Отдельно хотелось бы отметить работу регионов по разработке комплексных проектов, которые сформированы всеми 85 субъектами Российской Федерации.

Проекты субъектов Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе разработаны в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России, и доработаны по итогам защиты проектов на VII Всероссийской конференции «Развитие системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» 25 ноября 2017 года в городе Челябинске, и сейчас содержат:

- определение основных «действующих лиц» по реализации проекта;

-  установление  амбициозных целей проекта и соответствующих показателей первого уровня, а именно развитие сектора МСП в регионе,

- план по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства, созданной в рамках Программы Минэкономразвития, и иных организаций поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

- инвентаризация, стандартизация и регламентация услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- определения единого органа управления организациями инфраструктуры,

- установление по всем  реализуемым в субъекте Российской Федерации  федеральным и региональным мерам поддержки малого и среднего предпринимательства этапов реализации и контрольных точек,

- реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательство;

-  информационное освещение деятельности органов власти по развитию предпринимательства,

- а также определение объемов и источников финансирования проекта, установление ежегодных показателей эффективности реализации проекта и контроля их исполнения;

 - реализация принципа «одного окна» для оказания комплекса государственных и муниципальных услуг, услуг организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, иных организаций, предпринимателям и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность, посредством формирования МФЦ для бизнеса и центров оказания услуг на базе банков (ЦОУ).

Надо особо отметить, что субъекту Российской Федерации предоставлена возможность выбора при наделении одной из организаций инфраструктуры статусом единого органа управления и соответствующим функционалом по формированию и ведению регионального реестра услуг указанных организаций (в нормативной базе мы предусмотрим, что финансирование реализации этих мероприятий может быть осуществлено за счет средств федерального бюджета).

Разработанный проект позволит сформировать в субъектах Российской Федерации сервисную модель поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которой будет повышен уровень доступности мер поддержки как для граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность, так и для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дополнительно хочу отметить, что накануне завершился конкурс на право проведения VI Международной конференции «Внешнеэкономическая деятельность как фактор эффективного развития малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации» в декабре 2018 года. И сегодня мы бы хотели объявить об его итогах.

Победителем признана заявка Хабаровского края!

Хабаровский край является четвертым по размеру регионом страны (787 тыс. км²), где сконцентрировано большое количество ресурсов: пригородных, технических и людских. Регион представляет собой огромный промышленно-сервисный комплекс с удобной транспортной географией. Транссибирская и Байкало-Амурские магистрали связывают Азию и Европу. Аэропорты, морские порты в ключевых точках региона (от Охотска до Советской Гавани) объединяют Хабаровский край с остальным миром.

Уверен, Конференция в 2018 году пройдет также продуктивно как и в прошлые разы, в дружелюбной атмосфере и будет организована на высоком уровне. Хочу поздравить коллег из г. Хабаровска и пожелать им успехов в проведении и организации данного мероприятия.

Минэкономразвития России со своей стороны готово оказать необходимое содействие.