федеральный портал
малого и среднего предпринимательства
министерство экономического развития российской федерации

Малый бизнес охладел к госзакупкам

24 октября 2016 г.

Предприниматели жалуются на трудновыполнимые требования заказчиков

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (МСП) фиксирует 40-процентный рост числа компаний малого бизнеса, поставляющих продукцию 225 крупным госкомпаниям. 

Однако данные опросов предпринимателей демонстрируют противоположный тренд: доля компаний малого и среднего бизнеса в госзакупках за год снизилась с 24% до 15%. В "Опоре России" снижение интереса к госзакупкам объясняют слишком жесткими техническими требованиями со стороны заказчиков и принуждением к дорогостоящей сертификации. Опрос 2 тыс. руководителей компаний малого и среднего бизнеса, проведенный "Опорой России" и Промсвязьбанком, показал, что с середины 2015 года по третий квартал 2016 года включительно доля субъектов МСП, участвующих в госзакупках, заметно сократилась - с 24% до 15%. Наибольшее снижение зафиксировано среди компаний микро(с 21% до 12%) и малого бизнеса (с 28% до 18%). "Компании, которые ранее были недовольны госзакупками, очевидно, прекратили в них участвовать. Скорее всего, они выяснили, что административные затраты на участие перевешивают выгоды", - прокомментировал для "Ъ" итоги опроса старший вице-президент Промсвязьбанка Александр Чернощекин.

Отметим, что при этом в прозрачности процедур госзакупок малый бизнес сомневается все меньше. За год с небольшим число предпринимателей, считающих, что такие процедуры проходят честно, выросло с 30% до 43%, с 22% до 12% сократилась доля заявляющих о полной фальсификации процесса. Итоги опроса расходятся с данными "Мониторинга" - части единой информационной системы в сфере закупок, а также сведениями Единого реестра субъектов МСП. Как сообщил "Ъ" глава Корпорации МСП Александр Браверман, число компаний малого и среднего бизнеса, участвующих в закупках крупнейших заказчиков, с июля 2015 года к нынешнему моменту выросло более чем на треть - с 18 тыс. до 26 тыс. "Никакого спада нет, мы видим только рост числа субъектов МСП, которые являются поставщиками для 225 крупнейших заказчиков из числа госкомпаний", - сказал господин Браверман. Напомним, согласно законодательству, их средняя доля прямых закупок у малого бизнеса должна составлять не менее 10%. С декабря 2015 года Корпорация МСП мониторит планы закупок крупнейших госкомпаний, среди которых РЖД, "Газпром", "Роснефть", "Аэрофлот", "Ростелеком".


Президент "Опоры России" Александр Калинин отмечает, что в системе госзакупок (под которой предприниматели понимают и закупки госкорпораций) бизнесу сложно работать из-за жестких технических требований заказчика и излишних административных барьеров. Опрос показал, что невыполнимые технические требования являются главной проблемой в процедуре госзакупок - об этом заявили 42% опрошенных. В Корпорации МСП согласны с тем, что технические требования действительно часто ограничивают выбор поставщика. "Мы являемся категорическим противником ослабления этих требований, но они не должны быть заградительным финансовым барьером для предпринимателей, оборачиваться для бизнеса большими издержками", - говорит Александр Браверман. В "Опоре" говорят, что малому и среднему бизнесу на пути к поставкам сейчас приходится преодолевать тройной барьер. "Большинство заказчиков требуют сертификацию продукции, даже если она не обязательна. Второе требование - аккредитация в системе проверенных поставщиков при заказчике. Третье - проверка сертификата центрами сертификации, которым доверяет заказчик, что по сути является двойной сертификацией", - говорит Александр Калинин.

По данным "Опоры России", стоимость всех услуг, необходимых для добровольной сертификации продукции, может достигать 1,5 млн руб. По его мнению, достаточно проверять добросовестность сертификационных центров, а аккредитацию заменить процедурой проверки добросовестности поставщика. В Корпорации МСП обещают ситуацию исправить - по поручению президента совместно с Минэкономики и Росстандартом сейчас готовятся предложения по упрощению требований и снижению затрат для субъектов МСП при прохождении ими добровольной сертификации для участия в закупках.

Источник: Коммерсантъ