федеральный портал
малого и среднего предпринимательства
министерство экономического развития российской федерации

О развитии экспортного потенциала малого бизнеса

08 декабря 2015 г.

Леонид Лозбенко – Руководитель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по внешнеэкономической деятельности

Одним из элементов Национальной предпринимательской инициативы является международная торговля. В настоящее время Россия занимает 170-е место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса «Doing business» по показателю «Международная торговля». Во многом это связано со сложностью экспортных, в том числе таможенных, процедур для субъектов предпринимательской деятельности. Особенно данная проблема актуальна для малого и среднего бизнеса, не имеющего ресурсов на выстраивание логистики, привлечение квалифицированных специалистов в области внешнеэкономической деятельности.

Существующие в России информационные инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности, созданные, в том числе, с участием государства, не позволяют предпринимателям. Не обладающим специальными знаниями, заниматься международной торговлей в соответствии с существующими требованиями и процедурами.

Кроме того, финансовые и временные издержки на проведение внешнеэкономической сделки, включающие в себя подготовку документации, таможенное оформление, логистику, перевозку внутри страны настолько высоки, что не позволяют субъектам малого бизнеса выводить свою продукцию на внешние рынки.

Однако, во многих странах драйвером развития экспорта является малый и средний бизнес. Так, в странах Европейского союза доля малого и среднего бизнеса в экспорте составляет 39 % (по обороту). В Китае малый и средний бизнес является основным экспортеров, доля МСП в экспорте составляет 69 %. Однако, в России доля МСП в экспорте не превышает 1 %.

Существующие в России информационные инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности, созданные, в том числе, с участием государства, не позволяют предпринимателям, не обладающим специальными знаниями, заниматься международной торговлей в соответствии с существующими требованиями и процедурами.

В рамках проводимой в России работы по созданию и развитию механизма «единого окна» в сфере международной торговли и оптимизации государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, считаю правильным создать операционно-информационную сеть, позволяющую субъектам предпринимательской деятельности использовать современные информационные технологии для снятия излишних временных и финансовых ограничений при выводе продукции на внешние рынки.

Данная система, помимо информационной составляющей, также должна быть ориентирована на о операционную поддержку бизнесу: содействие поиска контрагентов, уменьшение документального оформления, онлайн контроль прохождения груза и пр. Кроме того, предлагаемая система будет выступать обучающим пособием для начинающих экспортеров, предлагая пошаговые инструкции по выводу производимой продукции на внешние рынки.

В России уже создан АО «Российский экспортный центр», на площадке которого возможно реализовать данную инициативу.