федеральный портал
малого и среднего предпринимательства
министерство экономического развития российской федерации

О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в регионах России.

16 февраля 2016 г.

Абаев Алан Лазаревич - д.э.н., зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

Хочу начать с очевидного, на мой взгляд, постулата – малое  и среднее предпринимательство являются неотъемлемой частью экономики. К сожалению не все это понимают.

Одним из главных завоеваний рыночной экономики является наличие конкуренции, как важнейшего инструмента регулирования экономических процессов. И, по нашему мнению, наличие и рост малого и среднего бизнеса является именно показателем развитости конкуренции в отрасли, регионе, в экономики в целом.

Одной из проблем советской экономики было то, что малое предпринимательство практически отсутствовало, как и конкуренция (хотя на бумаге существовало социалистическое соревнование). Предпринимателей не то, что не поддерживали, иногда их даже сажали в тюрьму именно за предпринимательство.

В настоящее время в российской экономике ситуация несколько изменилась. Так, 29 июня 2015 года Президент России подписал Федеральный закон №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Была создана рабочая группа по разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. За короткий срок сотрудниками Министерства экономического развития и другими членами рабочей группы была проделана довольно большая работа. Ее результаты уже можно увидеть. Разработана стратегия малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В ней обозначены достаточно четкие ориентиры.

В ходе работы над Стратегией было предложено определить несколько важнейших вопросов разработки Стратегии развития МСП, среди которых:

1. Необходимость маркетинговой составляющей Стратегии.

2. Региональный характер и специфику МСП.

3. Антикоррупционная направленность поддержки МСП.

По результатам разработки Стратегии создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», то есть появилась специальная структура, ответственная как за реализацию Стратегии, так и за развитие малого и среднего предпринимательства в целом.

Очень важным является понимание значимости маркетингового подхода ко многим аспектам МСП, присутствующее в Стратегии.

Так, на наш взгляд, состояние малого и среднего предпринимательства требует довольно детального и глубокого маркетингового анализа. В частности постоянно приходится сталкиваться с тем, что фактические и статистические данные по МСП в России существенно отличаются, что определяет необходимость их актуализации. При проведении исследований в регионах России мы постоянно сталкиваемся с несовпадением фактических данных по МСП с данными официальной статистики.

Вообще необходимо подчеркнуть, что МСП во многом носит региональный характер, и при этом каждый регион имеет свою специфику развития малого предпринимательства и разработка Стратегии должна учитывать эту специфику. Отчего же зависит специфика развития МСП в регионах? Отметим несколько ключевых факторов:

1. Отношение региональных властей к МСП.

2. Развитость инфраструктуры бизнеса.

3. Наличие и направленность крупного бизнеса в регионе.

4. Возможность кооперации, например создание кластеров, в которых МСП играет такую же важную роль, как и другие участники кластера.  

5. Равные условия бизнеса для МСП.

Хочу выделить конкретное предложение, сделанное по результатам встреч с предпринимателями в регионах России. Это участие в тендерах. Что, к сожалению, происходит сегодня в разных регионах? Например, в регионе есть несколько предприятий, естественно малых, занимающихся уборкой территории. Но часто они не могут участвовать в тендерах на выполнение таких работ по государственным подрядам, объявляемым местными властями. Вопрос – почему? Потому что на тендер заведомо выносится такой большой лот, какой ни одно малое предприятие его не сможет взять на себя. Тендер выигрывает крупное предприятие, которое, как ожидается, должно  выполнять работы по тендеру. Но фактически ничего подобного не происходит. Победитель тендера отдает эти работы тем самым малым предприятиям, фактически являясь посредником, получающим основную прибыль.

Немного о малом предпринимательстве через призму глобальных рынков. Ответ на вопрос – почему начала дешеветь нефть знает каждый. Причем вариантов и версий много и каждый считает, что та версия, которой придерживается он – единственно правильная. Я позволю себе предложить версию, основанную на мнении специалистов, конечно спорную, но которая, возможно, тоже имеет право на жизнь. Так вот, цена на нефть начала снижаться тогда (конечно не сразу, но в прямом следствии) когда США отказались от монополии на производство и экспорт нефти. На сегодня в Америке действуют около 25000 компаний (уточняю – 25 тысяч) так или иначе связанных с нефтегазовым комплексом. И, конечно, они, работая в высококонкурентной среде, стремятся как к повышению качества, так и к снижению издержек и, как следствие, к снижению цены. То есть это чисто рыночная экономика.

Говоря о развитии нефтегазового комплекса, как сектора отечественной экономики директор ЗапСибБурНИПИ, профессор Яраги Курбанов также предлагает делать акцент на малые и средние предприятия. Цитата: «В мировой практике до 70% (производства) приходится на малые и средние предприятия. На Западе именно они являются локомотивами отрасли. Именно скудное присутствие малых и средних компаний (в России) на рынке является причиной отсутствия уникальных разработок и, как следствие, низкого коэффициента извлечения нефти».     

Теперь о маркетинговой составляющей стратегии развития МСП в регионах России. Мы сейчас дружим с Китаем. Так почему бы не поучиться тому, как китайские регионы, конкурируя друг с другом, добиваются больших результатов в различных отраслях? А происходит это через поддержку малых предприятий своего региона.

Есть и другие примеры. Так весьма поучительно как конкурируют регионы Финляндии за туристов из разных стран, да и местных туристов. И какое внимание при этом уделяется местным малым предприятиям, обеспечивающим для туристов комфортные условия. Изучение передового опыта и внедрение лучших практик в своем регионе – одна из маркетинговых составляющих  Стратегии на региональном уровне.

Среди многих вопросов, которые относятся к маркетинговой составляющей Стратегии, можно отнести следующие:

  •          определение наиболее острых проблем, мешающих развитию МСП в региональном разрезе;
  •          изучение лучших практик МСП как в России, так и за рубежом;
  •          обеспечение инфраструктурной поддержки МСП;
  •          поддержка продвижения продукции МСП.

Еще одним важным пунктом Стратегии должно стать понимание того, что формирование региональной составляющей Стратегии развития МСП не может быть осуществлено без ее инновационной составляющей.

Понятно, что развитие экономики региона зависит от многих факторов, среди которых достаточно большое значение имеет инновационная активность предприятий и организаций, расположенных и/или работающих на данной территории.

При этом важно понимать, что инновационное предпринимательство также, в первую очередь, относится к сектору МСП. Меры стимулирования субъектов инновационной деятельности на региональном уровне чаще всего реализуются именно в рамках местных программ государственной поддержки малого предпринимательства. В различных регионах, в зависимости от степени важности для региона разрабатываемых инноваций, предлагаются разные направления поддержки малого инновационного предпринимательства. Но все программы поддержки должны предусматривать следующие основные направления:

- формирование и поддержка региональной инфраструктуры развития научно-инновационного предпринимательства;

- участие в подготовке специалистов - инноваторов;

- разработка программ инвестиционной привлекательности региона;

- формирование комплекса финансовой и имущественной поддержки инновационно-активных предприятий;

- обеспечение равного доступа к получению государственных региональных заказов предприятий различных форм собственности;

- принятие комплекса мер по информационному обеспечению инновационной деятельности;

- поддержка внешнеэкономического сотрудничества в инновационной сфере и другие.

Одним из важных инструментов поддержки малых инновационных предприятий (МИП) является их включение в инновационные производственные кластеры на равных правах с другими участниками кластера (крупными предприятиями или вузами).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует определенный разрыв между фактической (и достаточно ощутимой) поддержкой малого инновационного предпринимательства федеральным центром и той помощью, которую МИПы получают от региональных властей.

К числу положительных тенденций можно отнести наблюдаемый в последние 1-2 года рост активности предпринимателей в регионах, что означает не только их веру в то, что их поддержат федеральные и местные власти, но и то, что они  реально эту поддержку получают. И действительно, за последние годы многие предприниматели получили финансирование в рамках различных программ поддержки. Конечно, не везде помощь является существенной и не всегда она объективна, но то, что такая работа проводится, является, без сомнения, положительным фактом.

Подводя итог, хочу отметить, что региональным властям в России пора осознать, что зарабатывать деньги нужно научиться самим. Нужно прийти к тому, чтобы поддерживать те местные предприятия, которые действительно работают в регионе, пополняют его бюджет, снижают социальную напряженность и т.д. А это в первую очередь МСП.

Хочется верить, что малому и среднему предпринимательству в России, в том числе на региональном уровне, с разработкой Стратегии и созданием Корпорации начнут действительно уделять внимание, которого оно заслуживает.